Эмоции в семье и развитие ребенка

emotions
Сейчас много говорят и пишут о необходимости правильного обхождения с собственными эмоциями. Еще много говорят о том, что «все проблемы из детства». Однако порой неясно, что конкретно имеется в виду. В этой заметке я бы хотела рассмотреть те эмоциональные процессы, которые затрагивают каждого члена семьи, включая детей в первую очередь, ибо нет возможности кого-то изолировать или уберечь. Итак, каким образом эмоциональные процессы в семье влияют на эмоциональное развитие ребенка?

Во-первых, через усвоение ребенком убеждений родителей в отношении эмоций, а также формирование представлений о том, как управляют эмоциями родители. В случае, если родители не допускают проявления негативных эмоций и демонстрируют неспособность выносить их проявление другими людьми, у ребенка формируется убеждение о том, что свою злость или печаль не следует выражать. Такие убеждения ведут, как известно, к подавлению эмоций и утрате контакта с ними и – вторично – к психосоматическим и депрессивным расстройствам. С другой стороны, неспособность членов семьи управлять гневом и бесконтрольное его выражение (вплоть до физической агрессии) травмируют ребенка и затрудняют формирование представлений о том, что эмоции можно регулировать. Это может приводить к антисоциальному поведению и другим личностным нарушениям. Известно, что дети усваивают способы регуляции эмоций своих родителей: так, согласно данным исследований, дети матерей, страдающих депрессией, имеют более узкий репертуар стратегий регуляции эмоций, по сравнению с детьми недепрессивных матерей.

Отдельно следует сказать об отношении родителей к выражению эмоций ребенком: здесь часто встречаются две крайности. Одна из них – запрет на выражение негативных эмоций, другая – поощрение выражения гнева и других отрицательных чувств. Известно, что наиболее эффективным для развития ребенка является нейтральное, спокойное отношение родителя к выражению негативных эмоций ребенком без специального их поощрения.

Второй механизм касается так называемого «заражения эмоциями»: эмоциональная атмосфера в семье (например, состояние постоянного конфликта между родителями или мрачности одного из членов семьи) вызывает негативные эмоциональные состояния у ребенка. Если такие состояния затягиваются, то ребенок привыкает к негативным эмоциям как к некой норме. То же самое касается и позитивных эмоций: если в семье совсем не веселятся, не интересуются и не увлекаются, то ребенок неосознанно расценивает такой эмоциональный фон как правильный.

Важным является и то, насколько родители в целом соотносят себя с функцией учителя или проводника ребенка в мире эмоций. В эксперименте с разочарованием ребенка от полученной награды те дети, родители которых помогали им переоценить значение награды или отвлечься на более приятные переживания, испытывали меньше печали и гнева, чем те, чьи родители бездействовали. Имеет значение и то, насколько внимательны родители в целом к своей активности в отношении выбора ситуаций, ведущих к переживанию эмоций, насколько они управляют в этом плане своим жизненным контекстом и вовлекают в это ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Help

  www.psychologist-room.ru © Мария А. Падун     звоните:  +7 (916) 469-33-22     пишите:  m.padun@list.ru     приходите:  ул. Ярославская 13 к.1